Что значит философия человека?

106

Философия человека, или философская антропология, относится к разделу социальной философии. Она рассматривает человека как уникальное творение Вселенной и является основой для понимания его отношения к миру. Узнайте, что значит философия человека и как она помогает понять нашу роль и место в мире.

Философия человека, или философская антропология, относится к разделу социальной философии. Она рассматривает человека как уникальное творение Вселенной и является основой для понимания его отношения к миру. Философская антропология интересуется происхождением человека, его особенностями, смыслом существования, способностями и возможностью усовершенствования.

Философия человека", Основные понятия и термины - Философия - Підручники  для вузів онлайн
Источник изображения: pidru4niki.com

Философская антропология как раздел социальной философии

Уже в античности философы задавались вопросом о человеке и его роли в мире. Однако единая систематическая теория человека появилась только в Новое время. Важную роль в развитии философской антропологии сыграли К. А. Гельвеций и И. Кант. И. Кант выделил четыре важных вопроса, на которые должна была отвечать философия, а философская антропология была определена им как фундаментальная философская наука.

Вопросы И. Канта: Ответы философии:
Что я могу знать? Философия пытается разобраться в источниках знания и его границах.
Что мне делать? Философия обсуждает вопросы этики и морали.
Что такое человек? Философия антропологии изучает человека, его природу и место в мире.
Что такое счастье? Философия исследует понятие счастья и его достижение.

В ХХ веке философия человека привлекла особый интерес ученых. Этот период характеризовался неопределенностью и разнообразием представлений о человеке. Основателем современной философской антропологии считается М. Шелер, который отмечал проблематичность человека в современной эпохе. Философия человека стала основополагающим разделом философии и теорией и практикой жизнестроения.

21. Философия человека (часть 1) - презентация онлайн
Источник изображения: ppt-online.org

Разнообразие подходов к пониманию человека

Существует множество подходов к пониманию человека в различных науках и философских течениях. Социология рассматривает человека как пластичное существо, психология ищет стабильные характеристики, экономика акцентирует внимание на рациональных выборах человека, а биология относит человека к совершенству биологического вида.

Философская антропология пытается объединить эти различные подходы и создать целостное учение о человеке. Она осознает сложность определения человека, но стремится раскрыть его сущность и особенности. В своих работах философы философской антропологии прибегают к использованию данных различных наук, таких как психология, биология, социология, история, религия и другие.

Философская антропология и актуальность в современном мире

Философия человека имеет большую актуальность для решения проблем человеческой реальности и понимания человека как субъекта педагогической практики. Она помогает осознать и разработать стратегии воспроизводства человека через систему образования.

Однако разноречивость научных знаний о человеке и несогласованность различных подходов требуют философской рефлексии. Кризисы, связанные с утратой человеком контроля над техническим и искусственным мирами, а также отсутствие связи философии с социальной практикой, становятся символами нашей эпохи.

Философская антропология играет важную роль в поиске ответов на вопросы, связанные с природой и сущностью человека. Она является основой для понимания места человека в мире, его роли и цели в жизни, а также способностей и потенциала для развития.

В итоге, философия человека становится центральной проблемой философии. Она позволяет нам лучше понять себя, других людей и мир, в котором мы живем.

Философия человека - презентация онлайн
Источник изображения: ppt-online.org

Что нам скажет Википедия?

Филосо́фская антрополо́гия (от философия и антропология; филосо́фия челове́ка) в широком смысле — философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни Дильтея, феноменологии Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др.

Философская антропология как школа

Начало философской антропологии связано с появлением классических для этого направления работ Макса Шелера «Положение человека в космосе» (1928) и Хельмута Плеснера «Ступени органического и человек» (1928), в центре внимания которых проблема человека, специфическое отличие в способе существования человека и животных. В более позднее время вышли классические работы Арнольда Гелена «Человек. Его природа и положение в мире» (1940) и «Первобытный человек и поздняя культура» (1956).

К этим основным работам примыкают сочинения П. Л. Ландсберга («Введение в философскую антропологию», 1934), Л. Бинсвангера («Основные формы и познание человеческого бытия», 1941), Карла Лёвита («От Гегеля к Ницше», 1939), Г. Липпса («Человеческая природа», 1941), Больнова («Сущность настроений», 1941), Ротхакера («Проблемы культурной антропологии», 1942) и другие.

Макс Шелер — один из основоположников философской антропологии

Философские взгляды Макса Шелера (1874—1928) претерпели серьёзную эволюцию, он был неокантианцем, затем стал феноменологом, а в дальнейшем попытался соединить результаты своих прежних исканий с тем, что он теперь считал главным — изучением проблемы человека.

Главной задачей философской антропологии Шелер считал раскрытие сущности человека, то есть ответ на вопрос: что есть человек? «И религии и философемы, — писал он, — до сих пор старались говорить о том, каким образом и откуда возник человек, вместо того чтобы определить, что он есть». При этом Шелер отчётливо осознавал сложность нахождения ответа на этот вопрос, поскольку «человек столь широк, ярок и многообразен, что все его определения оказываются слишком узкими».

В философии позднего Шелера речь идёт о двойственной основе сущего (ens per se), состоящей из энергетически самостоятельного, мощного «порыва» и бессильного «духа». Для ens per se, по Шелеру, характерно то, что поток действующих в нём сил идёт снизу вверх: каждая высшая форма бытия опирается на энергию низших форм. Противоположность «порыва и духа» предстаёт в учении Шелера как полярная противоположность онтологически изначальных потенций, которые встречаются в человеке. Понятие «порыва» охватывает хаотические силы неорганической природы и поток «жизни», а также экономические, политические и демографические аспекты истории. Понятие «духа» обозначает высшие идеальные, эмоционально-ценностные формы бытия как в личностных измерениях, так и в более широком плане содержания культуры. «Центр актов, — говорит Шелер, — в котором дух проявляется в области конечного бытия, мы хотим обозначить понятием личности, радикально отличным от всех функциональных центров „жизни“, которые при рассмотрении их изнутри называются „душевными центрами“».

Трансцендирование за пределы «жизни» — наиболее существенный признак человеческого бытия, при этом у позднего Шелера человек устремлён к реализации своего собственного сущностного начала, в измерениях которого божественное сливается с человеческим; божество в этом философском учении мыслится как становящееся в человеке и человечестве, человек понимается не как творение Бога, а как «соавтор» (Mitbildner) великого синтеза изначальных онтологических потенций.

Глубинную сущность способности человеческого духа к дистанцированию от действительности Шелер находит в актах «идеирующей абстракции», в них человеческий дух восходит в царство чистых сущностей, проникает в последние основания бытия.

Деятельность «духа», по Шелеру, опирается на силу инстинктов, поставленных «духом» себе на службу, сам по себе «дух» бессилен. Самые возвышенные идеи остаются нереализованными, если они не опираются на энергию инстинктов. «Дух» должен не отрицать инстинкты, а вовлекать их в сферу своего действия.

Однако, в «порыве» Шелер видел также великое начало бытия; силы жизни вносят яркое многообразие в реальное существование человека. По Шелеру, эти две стихии не могут полностью слиться в процессе осуществления их синтеза.

Развитие философской антропологии

К основным направлениям в философской антропологии можно отнести биологическое (А. Гелен, К. Лоренц), культурное (Э. Ротхакер, М. Ландман, Э. Кассирер, Андрей Белый), религиозное (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Л. П. Карсавин, Н. О. Лосский, С. Л. Франк), символическое (Ж. Видаль, М. Элиаде, Ж. Дюран), метаантропологическое (поздний М. Шелер, Н. В. Хамитов, С. А. Крылова и другие).

Люди также спрашивают

Что значит философия для человека?

Философия помогает сформулировать мнение о мире, понять его нелогичность, определить, что правильно или неправильно для конкретного человека, ситуации и явления. Она, можно сказать, помогает познать мир целиком и применить это знание в повседневной жизни.

Полный ответ на сайте theoryandpractice.ru


Что такое философия простыми словами?

Филосо́фия (др. -греч. φιλοσοφία, дословно — любомудрие; любовь к мудрости) — особая форма познания и система знаний об общих характеристиках, понятиях и принципах реальности (бытия), а также бытия человека, об отношении человека и окружающего его мира.

Полный ответ на сайте ru.wikipedia.org


Что изучает философия о человеке?

Текст научной работы на тему Философия человека Человек — главная проблема философии. Философский взгляд на человека предполагает выявление его сущности, особенностей, назначения и места в мире, причин человеческой активности, определение исторически возникших форм человеческого бытия.

Полный ответ на сайте cyberleninka.ru


Что такое философия в двух словах?

Философия - это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру.

Полный ответ на сайте mipt.ru


Видео

Обществознание 10 Сущность человека как проблема философии

Философия человека. Часть 1

О феномене Человека ракурсом Философии Синтеза. Кто такой человек?

Предназначение человека – что это такое и в чем его суть?